Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Аспирантура и психика: как стать ученым и не сойти с ума?

Ни для кого не секрет, что получение ученой степени кандидата наук, уже не говоря о докторской – процесс крайне сложный. И помимо необходимости штудировать с утра до ночи научную литературу, проводить исследования, писать тезисы на конференции и статьи в зарубежные журналы, существует один аспект аспирантуры, о котором в научных и академических кругах говорить не принято – эмоциональное истощение соискателя ученой степени.

Давайте начнем с осознания масштабов проблемы и статистики. Исследование 2015 года ученых из Калифорнийского университета Беркли показало, что 47% аспирантов страдают депрессией, а в другой работе 2005 года говорилось о том, что 10% из них думали о самоубийстве. Но с окончанием аспирантуры проблемы не исчезают. Исследование Австралийской психологической ассоциации, опубликованное в журнале «New Scientist», показало, что уровень психических расстройств у преподавателей в три-четыре раза выше, чем у населения в целом. А доля академиков с психическими расстройствами в Соединенном Королевстве составляет более 50%.

Новое исследование 2017 года, опубликованное в мартовском номере журнала «Research Policy», показало, что каждый второй аспирант испытывает психологический дискомфорт, а каждый третий подвергается риску психического расстройства либо в кратковременной, либо в долгосрочной перспективе, и особенно – депрессии.

Наиболее распространенными признаками психологических расстройств у аспирантов являются:

- чувство постоянного напряжения, несчастья;

- депрессия;

- проблемы со сном, вызванные беспокойством или тревогой;

- невозможность преодолеть трудности;

- отсутствие чувства удовлетворенности и наслаждения повседневной деятельностью.

Однако основной предпосылкой проблем психического здоровья у большинства соискателей является конфликт, связанный со временем, уделяемым самому себе, - дело в том, что требования, предъявляемые к научной работе (к примеру, временные рамки, необходимость проводить за работой большое количество часов) зачастую мешают семейной или личной жизни.

Наиболее распространенными причинами психологический проблем аспирантов являются:

- моральная перегрузка и истощаемость;

- нереалистичные требования к самому себе;

- частое отсутствие эмоциональной поддержки со стороны научного руководителя;

- специфика межличностных отношений в научной среде, основанная, как правило, на излишней конкуренции.

Результаты исследований отношений в научной сфере подчеркивают необходимость того, чтобы университеты предлагали информативно-консультационные услуги, психологическую помощь и эффективные поддерживающие ресурсы для аспирантов в целях предотвращения психических расстройств и эмоциональных проблем у молодых ученых.

Синдром самозванца

Все вышеперечисленные проявления эмоциональных расстройств иногда именуют синдромом самозванца. Как правило, он начинает активизироваться еще до появления серьезных проблем с психическим здоровьем. Синдромом самозванца называется психологическое состояние, при котором человеку свойственно не принимать свои достижения, успехи в чем-либо и считать себя обманщиком.

Аспирант при наличии этого синдрома чувствует себя так, как будто в академической карьере он зашел слишком далеко, и что высокие оценки, которые он получал во время учебы, были ошибкой. Это подпитывает беспокойство, вызывает тревожность и может спровоцировать депрессивную симптоматику.

Синдром самозванца - частая проблема не только среди аспирантов, но и студентов, рядовых специалистов с высокими достижениями, которые оказываются во фрустрирующем окружении. Они ощущают себя некомпетентными мошенниками и, как правило, полагают, что эта проблема существует только у них.

 

Через аспирантуру - к депрессии?

Аспиранты тянутся к науке ради получения особого статуса, возможности заявить о себе, совершать значимые открытия. Но как известно, у любой медали две стороны. В нагрузку к потенциальным плюсам научной деятельности, начинающие Фрейды и Эйнштейны получают целый набор психологических трудностей.

Реалии обратной стороны научной жизни могут побудить многих людей, которые борются со своими психологическими проблемами, начать скрывать их. Что же касается других – они принимают психологические трудности за вызов, одержав победу в котором новоиспеченный кандидат наук получит "регалии" академических кругов и светлое будущее. И часто в культуре "естественного отбора" научных сотрудников, претендующих на академические должности, многие последователи научных кругов полагают, что психологические проблемы характерны и свойственны только слабакам.

Аспиранты настолько привыкают к изнурительной работе и самодисциплине, что изматывают себя до крайней степени, и их усилия по управлению депрессией не дают позитивных результатов. Также соискателей зачастую может тревожить чувство изоляции, - в особенности это касается тех, кто большую часть своего времени проводит под кучей книг или в лаборатории, в гордом одиночестве. Столь же стрессовым является факт возникновения ощущения неопределенности и тревоги в отношении будущего, к примеру - финансирование исследований (скромное или его отсутствие), а также чрезмерное акцентирование внимания на том, что же в дальнейшем будет делать аспирант после того, как защитит кандидатскую диссертацию?

Эти вопросы могут иметь еще большее влияние на аспирантов, у которых нет должной поддержки научных руководителей. Почему это происходит? Преподавательская деятельность иногда сводит необходимость тьюторства и шефства над будущим кандидатом наук на "нет". Безусловно, не стоит забывать про собственные исследования и академическую жизнь научных руководителей: время, проведенное в лаборатории, написание статей, участие в научных конференциях и симпозиумах может ограничить то количество внимания и часов наставничества, которые необходимы аспиранту.

 

Как организована психологическая помощь аспирантам?

Зарубежных университеты и колледжи прилагают усилия для поддержки аспирантов. Студенческие некоммерческие организации, такие как Jed & Clinton Health Matters Campus Program в США, а также Student Minds и Active Minds в Соединенном Королевстве активно сотрудничают с учебными заведениями для повышения осведомленности учащихся о проблемах психического здоровья и создания сети поддержки аспирантов и соискателей.

Что же в России? На данный момент подобные организации на территории РФ отсутствуют, но при многих крупных высших учебных заведениях уже создаются психологические службы (некоторые сотрудничают с зарубежными коллегами для обмена опытом) с целью заблаговременного осведомления и снижения рисков психологических проблем у аспирантов.

Помимо этих шагов, университетам следует предпринимать больше мер для информирования научных руководителей будущих кандидатов, чтобы те могли замечать и предупреждать распространенные проблемы, которые в большинстве своем принято скрывать: от тревожности, депрессии до суицидальных тенденций и злоупотребления наркотическими веществами. Да что уж там – банальный разговор по душам и понимание основ видения проблемы аспирантом уже станет большим шагом на пути к предотвращению психологических трудностей.

Безусловно, эффективными в борьбе с проблемами аспирантов будут активная разработка, развитие и внедрение психологических служб на базах учебных заведений. Это явление, повсеместно распространенное в западной академической практике, на территории нашего государства только начинает развиваться.

 

Заключение

Получение кандидатской степени в любой области - потрясающее и одновременно пугающее событие. Однако для многих людей этот путь к знаниям зачастую идет рука об руку с риском психологических трудностей. И хотя индивидуальные переживания каждого человека сильно различаются, написание диссертации часто становится чрезмерно напряженным процессом. Многие аспиранты страдают от проблем с психическим здоровьем: начиная систематической тревогой, заканчивая клинической депрессией.

Как мы уже упомянули, с каждым годом проблема осведомленности о проблематике психического здоровья молодых ученых находит отклик и оперативные действия. Но в силу совокупности различных причин, таких как личные характеристики аспиранта, недостаточная информированность о проблеме и прочие, многие соискатели продолжают оставаться наедине со своими психологическими проблемами, а большинство из них полагает, что выхода из складывающейся ситуации нет.

В свою очередь команда Psycounseling.ru готова предложить свою помощь в преодолении психологических проблем молодым ученым и аспирантам.

следующая - предыдущая