Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Что такое психокоррекция и кому она нужна?

В обществе принято считать, что психологи и смежные специалисты занимаются исключительно консультированием или психотерапией (понимая под последней преимущественно "разговорные" направления вроде психоанализа Фрейда). Это не полностью соответствует реальному положению дел, так как консультирование - всего лишь один из видов помощи; при этом далеко не самый распространённый, и не решающий большую часть спектра проблем способ. Психотерапия же, хотя и решает большинство психологических проблем взрослого человека, может быть слишком длительной и не всегда применима к детям.

Обычному непросвещенному клиенту достаточно сложно разобраться в том, какую именно услугу запрашивать у психолога, и происходит это вследствие незнания особенностей различных форматов психологической помощи и, как правило, тяжёлого эмоционального состояния (из-за которого клиент и пытается попасть на приём к специалисту). В этой статье мы расскажем про ещё один вид психологической помощи - психологическую коррекцию или психокоррекцию. Также мы поговорим о том, кому и когда могут понадобиться психокоррекционные занятия с психологом, и как на них попасть.

Психокоррекция

За этим отчасти пугающим названием скрывается способ целенаправленного воздействия на личностную, поведенческую и мыслительную системы человека. Термин "психокоррекция" появился в отечественной психологической и педагогической науке в середине прошлого века, и противопоставлялся западной психотерапии (которая с ранних советских времён активно отвергалась отечественными учёными) и психологическому консультированию (которое в те годы ещё было не достаточно популярно).

Проблемная с точки зрения советского восприятия психотерапия, а в особенности её раннее психоаналитическое направление, постулировала, что любой человек изначально невротичен, иррационален, и эту его суть можно только компенсировать. Данная идея сильно конфликтовала с советским убеждением, что власть должна идти "от народа". Если люди изначально умеренно болезненны, то какая здоровая власть может идти от них? Таким образом, акцент с изучения и помощи невротическим личностям был "сдвинут" на здорового советского человека (который и был признан нормой здоровья), "закаляющегося" в правильном социуме и коллективной деятельности.

Но в любом обществе есть индивиды, которым вследствие разнообразных причин (асоциального воспитания, органических или психических нарушений, склада характера) требуется психологическая помощь. Именно для них в условиях формального запрета психотерапии была создана психокоррекция, направленная на "починку" психической деятельности и возвращение её в норму. Этот вид помощи получил наибольшее распространение в вопросе поддержки и воспитания детей, а также стал основой психолого-педагогической работы учебных заведений. В первые годы своего существования психокоррекция стояла на стыке психологической науки и дефектологии.

Важным отличием психоккорреции от западных техник работы стал отказ от попытки изменить личность и картину мира клиента. Он может даже не хотеть посещать психокоррекционные занятия, не иметь достаточного уровня осознания проблемы. Помощь всё равно будет ему оказана. Это условие не стоит воспринимать излишне мрачно, так как стоит вспомнить, что психокоррекция по большей части ориентирована на детей, у которых в большинстве случаев этого самого осознания не будет, вне зависимости от применяемого метода работы.

Стоит иметь в виду, что психокоррекционные воздействия носят тактичный характер, и не направлены на слом человека. Они исправляют разнообразные отклонения в поведении, мышлении, восприятии человека, и в меньшей степени - в личности. При этом именно психолог знает и понимает желаемый результат воздействия, ведёт клиента к менее конфликтной и более адаптивной картине мира. В противовес этому стоит отметить, что ряд психотерапевтических школ в принципе отрицает следование за образом желаемого результата специалистом, и ориентируются исключительно на образы клиента, которые изначально могут быть ещё менее «здоровыми» чем его текущее проблемное поведение.

Психокоррекция традиционно направлена на людей (а как было сказано выше - преимущественно на детей) с аномальным развитием или отклонениями, но входящими в понятие психологической нормы. Т.е. этот метод достаточно редко используется в работе с людьми с явными нарушениями психики. Но может применяться с ними уже после прохождения лечения и снятия симптомов основного нарушения.

В советской школе на психокоррекцию отправляли детей, которые:

- были излишне возбудимы, конфликтны, замкнуты;
- были склонны к импульсивности и не могли справиться с ней в коллективе;
- излишне пессимистично воспринимали мир;
- были упрямы, безразличны, и не следили за собой;
- воровали, устраивали драки, сбегали из дома, врали.

Психокоррекция достаточно успешно справляется со всеми вышеперечисленными явлениями, особенно при их дискретном характере - в случае, если они были связаны с определёнными структурами психической жизни человека (как особенности эмоциональной, личностной или мотивационной сферы). Тотальный характер нарушений (нарушения как следствие акцентуаций характера, системные нарушения) также могут быть скорректированы, но в ряде случаев это требует привлечения иных специалистов, - таких как психиатры, неврологи, логопеды и пр.

На сегодняшний день психокоррекционные занятия проводят преимущественно психологи или педагоги-психологи. Попасть к ним на приём можно как в любом учебном учреждении, так и в формате частной консультации. В ряде случаев ребенка могут направить на психокоррекцию, при этом должны будут получить согласие родителей. Относительно взрослых людей термин "психокоррекция" используется редко, и заменяется терминами "психотерапия" или "психологическое консультирование". При этом в случае взрослого порой бывает достаточно сложно провести чёткую грань между коррекцией, терапией или консультированием.

Подводя итог, отметим, что психокоррекция для обычного взрослого клиента по своей сути не имеет принципиальных отличий от консультирования или психотерапии. Однако в случае детей она может быть полезна, так как активизирует ресурсы не только психологической, но и педагогической науки.

 

следующая - предыдущая