Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Как помочь детям правильно относиться к деньгам

В семье, где есть дети дошкольного и младшего школьного возраста однажды появляется момент, когда родители вынуждены объяснять и рассказывать что-то про деньги. Очень хорошо, по мнению психологов, когда ребенок имеет возможность услышать разное отношение к деньгам от разных членов семьи и других людей. При этом, хорошо, когда рассказ можно подкрепить какими либо действиями и демонстрациями.

Это нормально, когда ребенок делит людей на богатых и бедных. Можно рассказать и продемонстрировать эти понятия на примерах известных людей, прохожих, знакомых семей и, конечно, собственной семьи. Ребенок может воспринимать богатство и бедность как то, что у одних денег больше, а других - меньше. Обычно из фильмов, сказок и случайных фраз к школе у него уже складывается свое представление о финансовом благополучии. При этом семейное отношение к деньгам передается ребенку так или иначе от родителей: если в семье есть мнение, что все богатые - воры, то ребенок может ни с того ни с сего прекратить с кем-то общаться из друзей ("они зажрались"), учиться ("если я научусь хорошо считать, я стану вором и плохим человеком"). Если в семье есть идея о том, что деньги достаются тяжелым трудом, и родители активно следуют этой идее, то ребенок может опять же по-своему отреагировать на это, и даже пытаться уменьшить свои желания ("мне не нужно ничего покупать, потому что я не хочу, чтобы папу снова мучил начальник").

Очень важно объяснить ребенку, что есть разные причины богатства и бедности, и, когда ребенок будет готов, есть смысл рассказать ему про условность этих понятий. Есть такое простое слово "достаточно". Человек может быть богат или беден, но того, что у него есть - ему достаточно. Лучше всего для этого подходят сказки, притчи, где герой на самом деле счастлив или несчастлив в независимости от материального благополучия. На самом деле, это развивает эвристическое мышление у детей, и постепенно они начинают мыслить философскими категориями, и тогда чаще всего обретают собственное самостоятельное мнение относительно чего либо, подчас зрелое и помогающее им в течение жизни.

Способы заработать или получить деньги тоже важно рассказать детям, и как можно более широко. Можно показать то, как работают разные люди, и что деньги не возникают из воздуха. Деньги печатает правительство, но зарабатывают их люди, причем все по-разному. Если вы можете показать ребенку вовлеченного в свою работу человека, он приобретет еще один важный опыт - результатом работы может являться не только заработок, но и процесс деятельности.

В любом случае, не стоит большое количество информации рассказывать за один раз. Чтобы все подкреплять примерами из жизни, нужно время. Также, неплохо поиграть с ребенком в "сдачу", "переплату", когда продавец честно возвращает, не замечает или даже ворует переплаченную сумму, "недоплату" и прочие игры, идеи которых могут сами возникать у вас в голове, если вы хотите немного познакомить ребенка с миром денег, хотя на самом деле, дело не в деньгах, как говорится, а в отношениях между людьми. Последнее – именно то, с чем реально вы знакомите ребенка.