Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Этика психологического консультирования

Единого этического кодекса психологов-консультантов нет. В каждой ассоциации принимается свой сбор правил. Независимо от теоретической базы, форматов сессий и направленности школы, можно выделить основные общепринятые моменты в кодексе этики психолога-консультанта.

Наиболее важным является соответствие принципу "Не навреди". Психологи-консультанты, как правило, чаще имеют базовое гуманитарное образование, в отличие от психотерапевтов и психиатров, акцентирующихся на клинической направленности. Стоит помнить, что к консультантам часто обращаются люди, которым требуется полноценная медицинская помощь (заболевание пока не проявилось или клиент его скрывает). Соответственно, психологам-консультантам стоит проявлять осторожность. Что позволит предотвратить ухудшение состояния клиента.

Вторым, настолько же важным принципом, является "Конфиденциальность процесса консультирования". Это стоит понимать так: консультант не выносит за стены кабинета информацию, услышанную от клиента. Психологи, уличенные в нарушении этого принципа, как правило, исключаются из профессионального сообщества. Однако, чтобы пройти консультационную (обучающую) работу по сложным случаям, психолог может взять устное разрешение от клиента или опекуна клиента о согласии на разглашение случая в целях улучшения работы. И в этой ситуации, случай докладывается предельно анонимно. Для дачи показаний в суде разрешение, полученное от клиента должно быть письменным. Еще одной особенностью данного принципа является возможность его нарушения консультантом, если действия клиента могут наносить ущерб здоровью других людей или самого клиента.

Следующим важным принципом психологов-консультантов является запрет на дружеские и постельные взаимоотношения с клиентами. Нарушение этого принципа психологами приводит к проблемам внутри консультативного процесса. Специалист-консультант в этой ситуации теряет свою объективность и способность полноценно выполнять профессиональную деятельность. Именно по этой причине психологи-консультанты не работают с членами своих семей и друзьями.

Не менее важным принципом является запрет на получение подарков, а также использование клиентов, их умений и профессиональных навыков в целях выгоды, построения торговых отношений и получения материальных благ. Этот принцип нарушается в ряде ситуаций (например, когда психолог работает в рамках общины, где экономика строится на обмене). В современном обществе нельзя забывать про этот принцип.

Последним принципом, о котором мы напомним, является запрет на личные или бизнес отношения с бывшими клиентами. После окончания процесса консультирования клиент через определенный момент времени становится бывшим клиентом. И данный принцип регулирует отношения консультантов именно с бывшими клиентами. Принято, что отношения даже через 2-3 года после окончания совместной работы могут привести к ухудшению состояния клиента.

Стоит помнить, что этические нормы созданы, чтобы помочь практикующим психологам-консультантам и их клиентам предотвратить или избежать любой ущерб, который может появиться в результате их отношений.

Этика соблюдается априорно каждым специалистом-консультантом сообщества профессионалов. Но если Вы узнаете о ее нарушении, то в России жаловаться некуда. В США есть психологическая ассоциация, курирующая данные проблемы. У нас же можно промолчать. Есть также акты, отвечающие за научную деятельность, но они не курируют специалистов-консультантов. Также есть акты по социальной защите, МЧС, школьным специалистам. Они актуальны в границах этих сфер и не имеют причастности к частным специалистам-консультантам. Еще есть московский закон, но в нем мало четких моментов и он принципиален к исполнению только ряду муниципальных учреждений.

На основе материалов блога Contemporary Psychology