Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Психология и музыка

Людей с древних времен волновал вопрос «Что такое музыка и как она влияет на нас?». Традиционно вопросами восприятия и определения музыки занималась такая дисциплина, как психоакустика. Однако, со временем, ученые-психоакустики стали уделять все больше внимания физическим процессам. Свободное поле заняла психология, в рамках которой в начале прошлого века появилась музыкальная область.

Музыкальная психология изначально отталкивалась от физических психоакустических концепций, и в то же время обращала внимание на искусствоведческие теории. В рамках этой дисциплины были получены данные о взаимосвязи интеллекта с типом слушаемой человеком музыки, о влиянии типа концертного зала на восприятие звука, о разнообразных культурно специфических музыкальных иллюзиях и мн. др.

Наиболее известным изучаемым феноменом стал эффект Моцарта, при котором у людей, прослушавших классическое произведения улучшались когнитивные способности, такие как мышление, память и внимание. На фоне этих исследований стало популярно привлекать детей к прослушиванию классических произведений, использовать записи Моцарта как фон подготовки к сдаче экзамена и т. д. Тем не менее, с годами накопилось достаточно данных о том, что эффект Моцарта если и улучшает когнитивные возможности человека, то на очень короткий промежуток. Также стало ясно, почему люди, слушающие классическую музыку, отличались более высоким интеллектом. Причина была в том, что многие из этих людей с рождения находились в более богатых и способных семьях, чем их друзья, росшие в окружении обычной городской культуры.

И хотя эффект Моцарта, как одно из самых больших открытий музыкальной психологии был опровергнут, данные исследования дали новый толчок интереса к психологическим исследованиям музыки.