Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Периодизация и методы коррекции детской травмы

Во время переживания утраты ребёнок оказывается в ситуации, которая отличается от привычной для него. Его картина мира разрушена. Когда мы пытаемся понять, как дети реагируют на утрату, нам следует принимать во внимание несколько факторов. Наиболее распространенный аспект горя ребёнка кроется в том, насколько хорошо ребёнок осознает концепцию утраты. То есть то, как ребёнок переживает потерю; что он чувствует? Это связано с растущей способностью детей размышлять о своём поведении и роли окружения в их жизни. Когда кто-то уходит из нашей жизни, мы теряем не только человека: мы теряем отношения, чувство себя, которое существовало в этих отношениях.

Акцентирование внимания на определённом возрастном диапазоне - с этого нужно начинать работу в вопросах психологии детской утратой, поскольку взрослый пытается понять поведение ребёнка, и осознать, как реагировать на его вопросы о потере, а также понять, какие методы работы стоит применять. В сегодняшней статье вы узнаете принципы работы с детской утратой в зависимости от возрастного диапазона, в котором находится ребёнок.

У детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) чувство безопасности в этом мире зависит от того, сможет ли кто-либо заботиться о них. Им нужны конкретные люди, чтобы они поддерживали в них чувство благополучия. В этом возрасте ребёнок ещё не может различать внутренние чувства и стимулы извне. У него появляется чувство потери и реакция на неё – например, плач, изменение пищевого режима, раздражительность. Ребёнок сосредоточен на необходимости заботы о нём.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) проявляют больше терпения, начинают распознавать и признавать свое поведение, побуждения и восприятие; они могут только начать различать внутренние чувства и стимулы извне, но они ещё не могут осознать, что в состоянии контролировать эти чувства. Дети этой возрастной группы являются центром своего собственного мира, но уже могут понять, что окружающие люди существуют отдельно от них. 

Тем не менее, они могут принять точку зрения другого человека с большим трудом, или понять, что мнение другого может отличаться от их собственного. Дети намного лучше осознают, что кто-то умер, и уже могут анализировать чувство утраты в своей жизни: они гораздо яснее осознают роль умершего человека, выделяя для себя моменты, которые он сделал для них и с ними. В этом возрастном периоде дети сосредоточены на утрате как на разлуке, и осознают, что вместе с ней приходит печаль. Типичные реакции на утрату– раздражительность, расстройства пищевого поведения, нарушения сна, сильное любопытство и активность или замыкание в себе. Отличительной особенностью этого возраста является то, что дети рассказывают всем о своей потере. Таким образом они находятся в поисках поддержки и выявляют реакцию других, чтобы понять, что они сами должны чувствовать.

Детям необходимо чувство безопасности и уважения. Учитывая маленький возраст детей, мы можем думать, что они не скорбят, но они скорбят по-своему. Им нужно испытать ощущение того, что в их жизни есть некоторая преемственность, и о них заботятся.

Младшие школьники и школьники (6-10 лет) уже понимают, что некоторые обстоятельства жизни невозможно изменить, и задумываются об этом довольно часто. Тем не менее им еще трудно управлять событиями, которые могут спровоцировать у них беспокойство или тревожность, поэтому нуждаются в честной и простой информации, а физический контакт (например, объятия) всегда будет оставаться прекрасным способом показать свою любовь и поддержку. 

Подростки скрывают свои чувства лучше, чем дети, и без своевременной психотерапии и психологической поддержки их чувства, связанные с утратой, могут быть сокрыты навсегда.

Для детей старшего возрастного диапазона эффективными принципами работы будут другие методы, и мы разберём их ниже. В поведении детей 10-12 лет можно наблюдать фрагментарность – психологическая защита от состояния беспокойства и страдания. Ребёнок уже может представить себе комплексную картину того, что из себя представляет утрата или смерть, и для этого периода характерно чередование состояния печали с играми и развлечениями; чтобы свести переживания и пугающие фантазии к минимуму, стоит дать ребёнку точную информацию, разрешать спрашивать и честно давать ответы на вопросы. Искренность – ключ к пониманию в этом возрасте.

Период 12-18 лет – непростое время для переживания утраты, несмотря на то, что большинство детей к этому возрасту уже имеет полное представление о потерях и смерти. Утрату подросток может рассматривать как некую угрозу - у него может развиться страх сепарации и независимости. Для этого возраста также характерно откладывание переживание горя «на потом» и отрицание.

Переживание утраты в подростковом возрасте также осложняется возможными мыслями о суициде. В этом возрастном диапазоне чуткое общение с ребёнком, работа с психологом и совместное участие в терапевтических занятиях (арт-терапия, психологические группы поддержки), помогут ускорить процесс переживания потери.

Методы работы с детской утратой

При работе с потерей в основном используются методы психологического консультирования и групповой работы. Перед началом работы психолог проводит диагностику: беседу и сбор информации о случившемся, анализирует состояние и выстраивает дальнейший план работы. Методами работы могут быть как психологическое консультирование, так и психотерапия.

Психологическое консультирование – помощь в осознании происходящего в жизни, переосмысление достижение поставленных целей. Целью психологической поддержки ребёнка при работе с потерей является признание факта утраты и выстраивание нового отношения к ней. 

Психотерапия – более широкая переоценка опыта травмы. Во время психотерапии происходит создание новой модели поведения, а также восстановление чувства значимости и ценности личности. Ввиду возрастных особенностей психотерапия более эффективна при работе с подростками и школьниками старшей возрастной группы.

Групповая психотерапия

Эффективным методом при работе с потерей и горем является групповая психотерапия. Благодаря общению с другими участниками, пережившими утрату, обучению методам совладания, а также приобретению нового опыта отношений в группе, этот метод является наиболее приемлемым при работе с подростками. Отдельно стоит отметить, что в процессе терапии у подростка происходит смещение фокуса с чувства изолированности на поддержку других участников и поиск внутренних ресурсов. 

Арт-терапия

Как правило, Арт-терапия является наиболее основным щадящим и безопасным методом работы с ребёнком, переживающим утрату. В 2013 году исследователи Университета Гонг-Конга показали, что арт-терапия является эффективным методом при работе с детской потерей и горем путём интеграции элементов арт-терапии и игротерапии.

Благодаря только работе с арт-терапевтическими материалами ребёнок может получить положительные эффекты, не касаясь психотравмирующих обстоятельств. Он может дать выход своим подавленным чувствам, мыслям, желаниям, и взаимодействовать с пугающими образами, выражая своё отношение к ним. Это позволяет переструктурировать негативный опыт и связанные с ним состояния. Куклотерапия, рисование, создание коллажей, лепка – все эти методы эффективно используются при работе с травмой в детском возрасте.

Игротерапия - эффективный метод, использующийся при работе с детской психотравмой и переживанием утраты. С помощью игровой терапии можно объяснить ребёнку определенную ситуацию и исцелить психотравму. В процессе игры психолог может выяснить, что тревожит ребёнка, дать выход негативным эмоциям и скорректировать психоэмоциональное состояние в целом. наиболее доступной и распространённой формой игротерапии является ролевая терапия (игра в куклы).

Отдельно стоит выделить Песочную терапию как метод решения психологических проблем через игру и творческий процесс. Данная форма работы основана на сочетании выстраивания ребёнком композиции с рассказом истории, показывающей смысл этой композиции. Игра освобождает заблокированные ресурсы и активирует потенциал ресурсный потенциал, который есть в психике каждого ребёнка. Таким образом данный метод гармонизирует внутреннюю тревожность, переживающего утрату.

следующая - предыдущая