Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Психология покупок категории Люкс

 

Физическая привлекательность предметов роскоши неоспорима: кожа мягче, обувь удобнее, еда колоритнее, мебель экзотичнее, но цена часто пугает. Если у вас нет хорошей работы или фантастических инвестиционных способностей, роскошные потребительские товары вы сможете приобрести только в кредит (или не приобрести вообще).

Иррациональный потребитель

Хорошо известно, что люди не ведут себя рационально, и, учитывая огромный кредитный долг, который существует как в западном обществе, так и в России в частности. Потребители явно не всегда действуют в рамках своих финансовых интересов. Роскошные товары - отличный пример того, насколько мы можем быть иррациональными; достойную и прочную сумочку можно купить за 2-3 тысячи рублей, но люди все равно будут тратить десятки тысяч на покупку премиальной торговой марки. Зачем?

Одна из причин - это то, что мы склонны обращать внимание на положительные элементы продукта, игнорируя его недостатки. Не нужно объяснять, почему это работает в пользу отделов маркетинга компаний по продаже предметов роскоши. Вспомните Айфон, к примеру. Потребители ждут всю ночь на улице, чтобы купить заветную трубку, и относятся с бесконечной лояльностью к бренду, хотя Макбуки и Айфоны не являются технологически уникальными или превосходящими некоторых конкурентов. Фактически, Самсунг выпускает телефоны с лучшим набором функций, а Майкрософт и Сяоми продают смартфоны по гораздо более низкой цене. Тем не менее, Эппл из года в год ставит рекорды продаж.

Поскольку мы воспринимаем товары категории не_люкс как уступающие по всем параметрам, мы быстро отмечаем негативные стороны этих продуктов. Говоря о дешевой иномарке, которая нуждается в ремонте, мы связываем это с плохой сборкой; с другой стороны, роскошный автомобиль, нуждающийся в ремонте, просто поломался из-за большого пробега. Мы делаем вывод, что более дорогие товары имеют лучшее качество, и мы тратим нерационально, полагая, что получаем то, за что платим, - независимо, был ли товар на самом деле лучше, чем доступный аналог.



Самооценка и предметы роскоши

Согласно исследованию, опубликованному журналом "Экспериментальная социальная психология", низкая самооценка является важным фактором, влияющим на вероятность покупки предметов роскоши. Этот механизм работает и в обратную сторону. Если вы покупаете предметы роскоши, то самооценка будет расти. В Китае мужчины скупают дорогие украшения и девайсы, чтобы продемонстрировать свой успех и выставить напоказ богатство.
С ростом интернет-шоппинга, от шарфа стоимостью 500 долларов США вас отделяет всего лишь один клик. Если раньше, чтобы купить дорогой предмет нужно было ехать в торговый центр, то теперь людям с импульсивным желанием покупок живётся в разы хуже (в плане удовлетворения своих невротических стремлений). Но именно эта группа покупателей характеризуется, как правило, низкой самооценкой. Поэтому им стоит особенно следить за собой и не срываться в бесконтрольный шопоголизм.

Вопросы подлинности

Говоря о Лабутенах, не было бы логичнее купить обычную обувь и просто приклеить подошву красного цвета? Это определенно может сэкономить пару десятков тысяч рублей. Но большинство людей все же предпочитает покупать не подделки, а оригинальную продукцию. Связано это также с деятельностью маркетологов, которые играют на нашем врожденном чувстве подлинности. Дети, которым предлагают оригинальную игрушку (например, Лего), всегда выберут её в сравнении с подделкой. При этом у взрослых владение оригинальным товаром связывают с положительными эмоциями, высокой самооценкой и прочими "приятностями".

Итог

Люди покупают предметы роскоши по разным причинам. Но все из них связаны с сильными эмоциями, которые ассоциируются с дорогими материальными благами. Будь нам финансово комфортно или нет, мы часто покупаем дорогие вещи, чтобы похвастаться или получить признание от других или вознаградить себя за достижение. Осознание этого делает нас свободнее и позволяет лучше контролировать свою жизнь. Но в случае, если вы влезли в долги, закупая айфоны и лабутены, то стоит разобраться в своём отношении к миру. Возможно - пойти к психологу.