Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Терапия провокации

 

Провокативная терапия Френка Фарелли появилась сравнительно недавно, но за короткое время эта модальность вошла в базис основных методов НЛП, а также активно применяется частью когнитивных и поведенческих краткосрочных терапевтов. Что же такого есть в этом направлении терапии и о чем оно вообще, мы расскажем в этой статье.

Френк Фарелли был одним из учеников Карла Роджерса – основателя гуманистической психотерапии или клиентоцентрированного подхода. Однако в своей практике Фарелли пришел к обратным результатам, относительно Роджерса: клиентоцентрированная терапия искусственно затягивает процесс консультирования клиента и не гарантирует то, что у клиента не будет ухудшений после окончания работы с специалистом. Френк стал работать с клиентами иначе, чем это принято в гуманистической психотерапии. Фарелли стал намеренно не принимать клиента как такового, спорить с ним, подшучивать, делать все то, что категорически запрещено гуманистическим терапевтам. Это дало результаты. Клиенты начинали ссориться с Френком, доказывать ему свою состоятельность и демонстрировали что могут спокойно обойтись без его помощи. Побочным эффектом такого подхода было то, что клиент не стремился вернуться на терапию, он не скатывался к прошлым проблемам и стремился решать текущие.


Проработав много лет подобным образом, Френк Фарелли опубликовал книгу "Провокативная терапия" и его метод стал становиться узнаваемым в профессиональной среде. Здесь правда стоит отметить, что терапия провокации, так и не стала отдельной модальностью (она просто вошла в базис современного НЛП и ряда других краткосрочных направлений). Однако Фарелли показал, что клиенты психотерапевтов и практических психологов вовсе не такие тряпки и могут добиться больших результатов даже в фрустрирующей ситуации. И провокативная терапия учит создавать именно такие ситуации и конфликты, как правило, между специалистом и клиентом.


Чем занимаются провокативные терапевты? Работа в этом подходе подразумевает, что гнев на терапевта это основа мотивации клиента, которая помогает исправить его состояние в лучшую сторону. А для достижения конфликтных и гневных отношений специалисты используют набор техник, типа: разговор про актуальные проблемы, без отлагательства, здесь и сейчас; неорганизованный сеанс (опоздание специалиста, перерывы в работе); терапевт всегда говорит, если клиент молчит; насмешки и провокации. И хотя вышеприведенный список кажется достаточно бредовым, однако, именно такой подход позволяет добиться результатов, которые просто невозможны в ряде классических направлений психологической помощи.


Стоит обратить внимание на то, что мы не пропагандируем такой стиль работы, однако, стоит помнить, что клиенты часто в состоянии решать проблемы сами. Длительная терапия это не ответ на все вопросы, а скорее мера для особенной части клиентов. Большинству же, как правило, помогает небольшой пинок от психолога, для того чтобы понять что конкретно нужно делать и решиться на эти изменения. И именно техники терапии провокации помогают сформировать такой краткосрочный альянс.