Запись на прием к психологу
8 499 403-15-77 info@psycounseling.ru
круглосуточно
без выходных

Топ 5 фраз, которые психолог хотел бы не говорить клиенту

Ясное дело, что ни один врач не хотел бы говорить пациенту, что тот умрет. У психологов ввиду субъективности всего процесса психотерапии, фразы не имеют столь фатальный характер, но все же ни один психолог не сможет сказать их клиенту с удовольствием. Эти топ-5 также не нравятся обычно и клиенту, но у клиентов все менее однозначно. Я буду разбирать каждую фразу, а точнее, даже группу фраз.
 
Итак, приступим, начиная с самой легкой фразы из нежелательных, заканчивая самой неприятной...
 
«У меня повышается тариф оплаты»
 
Любые разговоры про деньги, особенно в нашей стране, особенно в кризисы, трогают душу и клиента, и терапевта. Тем не менее, даже очень состоятельному клиенту бывает неудобно сказать про повышение тарифа. Сюда входит также информирование об условии, если клиент отменил встречу меньше, чем за установленное время. Эта группа фраз про деньги, как и другие, вызывает у психолога опасение нарушения контакта, а в связи с этим и преждевременный уход клиента из психотерапии (а не тогда, когда стало легче и что-то разрешилось). Могут действительно возникать агрессивные чувства клиента по отношению к терапевту, которые, впрочем, служат терапевтическим ключом к дальнейшем работе, ведь тема денег во все времена в терапии являлась очень говорящей. Это и про общение, и про обмен, и про дефицит в жизни чего-либо. И все же, тут психолог становится немного продавцом, и к тому же, если финансы у клиента в нехватке, это может волновать обе стороны…
 
«Наше время подошло к концу»
 
А клиент разговорился! И подошел к самому главному. Конечно, хороший специалист немного структурирует беседу, чтобы главное было сказано к середине сессии, и осталось бы время над этим немного поработать. Психолог в этом моменте обрывает, или, говоря психологическим языком - фрустрирует! 
 
«В вашей ситуации сейчас вряд ли что-то изменится»
 
Можно здесь продолжить – «…пока вы не обретете независимость», «…пока вы не сможете понять свои чувства» и т.д. Обычно цель подобных фраз фразы – не опрокинуть ушат ледяной воды на голову, столкнув с реальностью, а помочь немного приостановиться, отдышаться. И это - во-первых. Когда мы стараемся перечислить все возможные варианты решения, и не находим, а потом снова перечисляем, это ни к чему не ведет. Иногда нужно просто принять, что так как-то сложилось, и это успокаивает. Во-вторых, да, да все-таки немного столкнуть с реальностью, а точнее помочь признать ее именно такой, тогда и решения придут более реальные и конструктивные, без пустых усилий. Но не сразу. В-третьих, если есть продолжение «…пока не», то есть новая мотивация. Негативные чувства, связанные с этой с фразой, могут быть связаны с тем, что у клиента как бы отнимают надежду.
 
«Я не могу посоветовать, что вам делать, я не знаю»
 
У меня есть коллеги, которые шарахаются от слова «совет», но это не про них (принято и этично в психологической практике исключить возможность решать что-то за клиента, навязывать ему свое мнение, потому что клиент во время сессии очень внушаем, а психолог не знает ситуации досконально и подскажет что-то, что не в тему и не поможет). На самом деле, психолог знает, что делать, он даже обычно сидит и думает «я все знаю, я все знаю! Я ж – психолог!». Шучу. На самом деле, хороший психолог никогда не знает, что делать клиенту в той или иной ситуации, потому что его задача – не разъяснять, что делать, но помогать клиенту самому прийти к нужному решению. Это решение приходит тогда, когда за всеми чувствами клиента идут, отбросив готовые ответы. Здесь я скажу, что не то, что психологу, и ни одному человеку не хочется выглядеть глупым, незнающим и некомпетентным! Ведь вроде в любой ситуации можно совет придумать. Но только не в кабинете психолога, где верный  ответ приходит не из головы, но из сердца.
 
«Чтобы исключить вероятность клинической формы депрессии, давайте для начала я направлю Вас к одному коллеге…»
 
Имеется в виду к психиатру. И не только насчет депрессии. Самая редкая фраза, и у меня в практике так было только один раз. Психолог в этом случае мнется и жмется потому, что слово «психиатр» имеет негативный контекст в обществе (да не обидятся на меня коллеги-психиатры). За этим последует ряд вопросов, разъяснений... Здесь психолог, бывает, думает, что клиент думает, что психолог думает, что он, то есть клиент, сумасшедший. Понятно, что к психиатру иногда психологи направляют, если патология действительно есть, или есть подозрение в ней, но иногда, даже, если подозрение невелико, такая форма работы может сильно облегчить дальнейшую психотерапию обоим.
 
Конечно, фраз может быть еще сотни, и если эту статью читают психологи, они могут добавить что-то свое, и составить свой топ-100. А вот то, как клиент реагирует на эти фразы, и на самом деле, как терапевт может ожидать от конкретного клиента реакции, берется в работу. Это можно анализировать, интерпретировать или просто иметь в виду.
 
Смысл данной статьи, кроме моего собственного интереса поделиться опытом и разобрать фразы на подгруппы, это также рассказать, что – А. Психолог тоже человек и переживает и фантазирует. Б.  Специалисты, ратующие за психотерапию и консультирование, ответственно относятся к своей работе, в частности, в нашем центре, поэтому они собираются с духом и устанавливают необходимые рамки работы. Никто за психолога этого не сделает, потому что от него зависит, принесут ли эти вышеназванные фразы пользу психотерапии или расстроят контакт.